Рекомендации родителям, чьи дети испытывают школьные трудности
Часто родители, чей ребёнок проживает школьные трудности, думают:
Он ленивый.
Он неспособный к учёбе.
Он просто не хочет, ему неинтересно.
Он весь в отца, тот тоже троечник был.
С ним мало занимались в детстве.
Наверное, я что-то упустила, зря не водила его к логопеду…
И так далее.
Первое, что важно сделать родителям в такой ситуации, это справиться со своими эмоциями, чувство вины и стыда, желание быстрых результатов в учёбе будет усугляблять ситуацию. Потому что из чувства вины вопросы не решаются, наоборот, кругозор сужается, напряжение вокруг темы обучения возрастает. Значительно эффективнее для родителей привести себя в ресурсное состояние, и потом уже смотреть на проблемы ребёнка.
Школьные трудности могут носить медицинский характер (проблемы со здоровьем), педагогический (низкий кругозор, пропущены предыдущие этапы в обучении ребёнка, например, ребёнок не усвоил цифры, а его учат счёту) и психологический. Мы сейчас в основном говорим о психологических трудностях у ребёнка начальной школы.
Если у ребёнка относительно хорошее здоровье, он ходил в детский сад, усваивал программу в полном объёме, а трудности начались только в школе, то нужно обращаться к психологии, к психологу, чтобы посмотреть в чем причина и как можно помочь ребёнку адаптироваться и наладить процесс усвоения нового материала.
Если говорить образно, то у человека есть два состояния: тревога/беспокойство и состояние обучения. В тревоге человек закрыт для новой информации, он сфокусирован на себе, и новое пропускает мимо ушей, что называется. Например, у взрослого так бывает после крупной ссоры, когда человек застревает в стрессе и долго не может прийти в себя.
В состоянии обучения ребёнок открыт для новой информации, он легко складывает её в копилку знаний, пользуется тем, что уже знает.
Поэтому важно обращать внимание на состояние ребёнка, чтобы он чувствовал себя уверенно, спокойно, мог сосредоточиться и полностью погрузиться в обучение.
1. Снижайте влияние стрессовых факторов дома, учитесь сами быстрее справляться с трудностями. Крупные ссоры, развод, рождение младшего ребёнка, переезд, новый путь в школу и т. д. — всё это может влиять на ребёнка, исключить эти факторы невозможно, это жизнь. Ответить у доски, сдать контрольную, рассказать стихи, выучить правила, спокойно высидеть уроки, соответствовать нормам и правилам, принять оценку и сохранить при этом свою самооценку — каждое действие требует от ребёнка определённых усилий и концентрации. Важно, чтобы ребёнок видел пример устойчивого взрослого, который справляется с разными задачами.
2. Посмотрите на обстановку в классе, помогайте учителю поддерживать авторитет, никогда не обсуждайте учителя в присутствии ребёнка. Если у вас есть претензии или недовольства, давайте обратную связь, выходите на уровень сотрудничества с педагогами.
3. Поддерживайте самооценку ребёнка. Когда у ребёнка низкая самооценка, у него теряется вера в себя, он не берётся за поставленные задачи, долго откладывает. На самом деле он не хочет сталкиваться с собственнным неуспехом.
Поддерживайте ребёнка словами:
Ты справишься.
Я верю в тебя.
У тебя получится.
Мне нравится, как ты пишешь/рисуешь.
Мне нравятся твои мысли в сочинении.
Когда у ребёнка высокая самооценка, у него повышаются способности. У нас с сыном был такой интересный случай. Он отправлялся на соревнования по шахматам и заранее сказал мне: я войду в десятку. Я сказала сыну, играй как умеешь, может быть и выше будет место, не нужно заранее настраиваться на десятое. Утром ребёнок начал одеваться, хотел пойти в спортивном костюме, я предложила одеть белую рубашку и брюки, мотивировав это тем, что в случае награждения лучше быть готовым и красиво одетым. Сын вышел из дома в белой рубашке и вернулся с третьим местом. Спросил: Знаешь, почему у меня медаль? Знаю, потому что ты белую рубашку надел!
Это история о том, как родители могут поддержать ребёнка. Каждому нужен тот, кто верит в него больше, чем он сам. Высокая самооценка приводит к тому, что ребёнок старается и ровняется на сильных учеников.
4. Мотивация ребёнка должна быть связана с познавательным интересом, любознательностью. Если за каждую пятёрку давать конфету или 10 рублей (любая внешняя мотивация) , то ребёнок может учиться хорошо, но не ради себя и своего будущего, а только для внешнего подкрепления. В итоге мы получим ребёнка, который толком не знает, что ему нравится, и какие у него интересы, также может получиться, что ребёнок начнёт списывать, он может учиться хорошо любой ценой. Важно, чтобы ребёнок учился для себя примерно с 3-4 класса, в 1-2 классе он учится, чтобы нравиться родителям и учителю, старается, дальше важно развернуться к своим интересам
5. Если у ребёнка реальные трудности (невнимательный, гиперактивный, не умеет читать, писать, считать, дисграфии, дискалькулии), помогайте ребёнку через работу с врачом, логопедом, коррекционным педагогом, нейропсихологом и другими специалистами. Не бойтесь «потратить деньги в пустую». Устойчивые результаты со специалистами видны через 3-6 месяцев, но вы поможете ребёнку заложить базу для его дальнейшей жизни.
6. У ребёнка должен быть опыт успеха, если не в школе, то за её пределами.
7. Не стоит излишне концентрироваться на оценках как родителю, так и ребёнку. Разделите ребёнка и его оценку. Оценка, как и заработок у взрослого, не являются отражением ценности человека, не отображают в полной мере его вклад в процесс обучения.
Рекомендации педагогам
- Верьте в способности любого ученика и старайтесь передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед своего воспитанника.
- Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общения с ребенком с проблемами в обучении, не получить результата обучения.
- Для неуспевающих учеников необходим период вживания в материал. Не торопите их, чтобы пришел успех, требуется время.
- Не следует принимать примитивно работу даже саму неудачную работу. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоциональной сферы, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении должна меняться по мере развития учащихся.
- У детей с проблемами в обучении слабо развито абстрактное мышление – лучше – наглядно-образное. Постарайтесь находить образы в изучаемом материале, привлекать к изложению такие занимательные средства, которые бы воздействовали на эмоции, чувства, интерес к учению (литературные произведения, музыку, картины, мультимедийные источники).
- Не следует гнаться за обилием излагаемого материала. Лучше выбрать главное, изучить его, повторить, закрепить.
- Следует вести учет учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи, учитывать пробелы в знаниях. Таким учащимся можно давать интересные дополнительные домашние задания. На уроках старайтесь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, включайте слабоуспевающих учащихся в активную деятельность. Постарайтесь постоянно отслеживать динамику их развития.
- Не стоит торопить неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
- Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
- Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
- Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
- Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций
- Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
- Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.