История школы

Сегодня невозможно представить себе наш район города без нашей школы.

Вы едете на трамвае или автобусе, прогуливаетесь или спешите на рынок – ваш путь лежит мимо одной из старейших школ города. Это средняя школа № 3 города Витебска.

Здание строгой формы уже много лет смотрит на мир большими окнами. Каждое утро сюда спешат дети: от самых маленьких до почти взрослых. Они сидят за партами, читают и пишут, они шумят на переменах, поют на праздниках, играют в футбол. Они считают эту школу домом. А дом не может быть чужим.

В 1920-1921 годах школа № 3 размещалась по адресу: улица Замковая, 12. В небольшом здании было всего 5 классных комнат.

В 1936 году было построено здание из красного кирпича по улице Людникова. С этого времени собственно и начинается история нашей школы. В те годы её называли 3-я Сталинская. Первым директором школы был Баранов Даниил Васильевич.

Затем началась война. В 1941 году в здании школы был размещён госпиталь, при отступлении раненые были эвакуированы. С приходом немцев здесь снова был госпиталь – уже немецкий. После освобождения от школы осталась только коробка, потому что немцы при отступлении подожгли здание. Школу пришлось восстанавливать послевоенной администрации. Этот период нашей истории связан с именем Михаила Осиповича Пасютина. В трудное послевоенное время он сумел организовать работу школы, постепенно ремонтируя здание и облагораживая пришкольную территорию. Первый послевоенный выпуск состоялся в 1948 году.

Нам трудно представить себе условия тех лет: некрашеные полы, чёрные парты, печи, которые топили торфом, холод зимой, учёба в три смены. Квартира директора размещалась прямо в школе – там, где сегодня актовый зал. Так что директор  Михаил   Осилович Пасютин  в прямом смысле слова жил в школе и школой. В школе обучалось более 1300 учащихся – это больше, чем сегодня. И при этом это была одна из лучших школ города. За школой, там, где сегодня детский сад, была усадьба священника.

Архивные документы 50-х годов рассказывают о самых важных событиях своего времени: посадке фруктовых деревьев вокруг школы, устройстве клумб, постройке первого спортивного городка. Учащиеся под руководством учителей сами изготавливали географические карты, наглядные пособия по различным предметам, переплетали книги. На фотографиях тех лет можно увидеть гордые лица первых чемпионов школы по лыжам, шахматам, авиамоделизму. Всем школьным коллективом собирали книги для библиотеки, делали и ремонтировали школьную мебель, разводили цветы.

В школе активно работают пионерские отряды, множество кружков разного направления, проводятся спортивные соревнования.

В школе обучается более 1200 учащихся, по 38-40 учащихся в каждом классе.

Для развития учащихся устраиваются походы по местам боёв, экскурсии на кирпичный завод, шпагатную фабрику, фабрику «Красный Октябрь».

Известные в городе люди приглашались на пионерские сборы: лётчик Залесский, начальник цеха фабрики «ЗИ»  Зильбер и другие.

Предприятия, расположенные в районе школы, часто оказывали школе шефскую помощь, предоставляли транспорт.

В это время организуется при школе слесарная и столярная мастерские с оборудованием, учебно-опытный участок 5 соток для наблюдения за растениями.

Сохранились заявки директора школы на топливо, на станки по дереву и металлу. Протоколы педсоветов сохранили сведения как об отличниках, так и неуспевающих, оставленных на второй и на третий год в одном классе.

Воспитательная работа учителей направлена на воспитание у учащихся трудолюбия, коллективизма, норм морали. Для решения насущных вопросов учителя собираются не только на педсоветы, но и на партийные собрания. Их решения являются обязательными.

В 60-е годы начинается эпоха кабинетной системы, и для их оборудования в школе появляются приборы для демонстрации опытов, киноаппарат, учебный автомобиль ГАЗ-51. В кабинете биологии устраивается живой уголок, в котором живут белки, хомячки, кролики. За ними ухаживают юные натуралисты.

В школе организуется буфет, а затем и столовая..

Это время трудно назвать лёгким, и по-прежнему не хватает и парт, и учебников, и того же оборудования. В архивах можно найти бесконечную переписку администрации школы с различными организациями по поводу устройства освещения, отопления, ремонта классов, подвоза продуктов для столовой. Приобретение списанного токарного станка становится праздником для всех. Но в то же время находились средства и возможности для организации групп продлённого дня, бесплатного питания для младших учащихся.

Все учащиеся носят школьную форму: девочки – коричневого цвета, мальчики – синего.

Целыми классами ученики выезжают на экскурсии, знакомятся с окрестностями Витебска, с памятными местами Витебской области.

Начинает работать Школа для родителей. Вечерами учителя читают лекции по педагогике, объясняют, как воспитывать детей, как развивать их способности, какую помощь оказывать при выполнении домашних заданий. У стенда с фотографиями победителей спортивных соревнований постоянно стоят люди. Волейбол, баскетбол, теннис, шахматы, гимнастика – место находится для всех.

В фойе школы появляется фотовыставка «Витебск 1944-1964», которую тоже посещают как школьники, так и их родители.

Школа поистине становится культурным и образовательным центром для всего микрорайона. В середине 60-х директором школы становится Журавков Михаил Матвеевич. Ему достаётся нелёгкое наследство: хозяйственные трудности, постоянный ремонт, реорганизация. Но вместе с этим коллектив, готовый поддержать любые начинания, способный творчески работать, умеющий и желающий учить детей.

Это время поисков новых форм работы,

В актовом зале, который размещался на месте нынешней столовой, ставились спектакли, там же проходили конкурсы художественной самодеятельности, патриотической песни.

В 1976 году директором школы становится Павлина Семёновна Рогачёва. С этим именем связана целая эпоха в истории школы.

В эти годы появляется художественный уклон – в школу приходят учителя-художники, а в руках учеников уже не только тетради и ручки, но и карандаши, кисти, краски. Первые работы первых школьных художников украшают коридоры и классы. Появляются новые предметы – рисунок, живопись, композиция. Летом проводится пленэр. Ученики школы участвуют и побеждают в различных конкурсах, в том числе международных.

Школьная программа становится сложнее, самые способные ученики осваивают школьную премудрость на факультативных занятиях. 
Занятия проводятся в две смены, и до позднего вечера не гаснут огни школы. Кстати приходят в школу задолго до начала занятий: перед первым уроком ученики приходят на стадион — на общешкольную зарядку.

С 1990 по 2021 год директором школы был Михаил Юрьевич Яскин. Он и сам выпускник нашей школы, он хорошо помнил ту, прежнюю школу. И, продолжая дело своих предшественников, он многое делал для того, чтобы каждому новому поколению учеников в школе было более комфортно, удобно, приятно.

Сегодня школу возглавляет Ломоносова Ирина Васильевна, продолжая лучшие традиции своих предшественников.

Сегодня школа, конечно не та, что прежде. Особенно после проведённого ремонта. Светлые кабинеты с хорошей вентиляцией и новыми окнами, аккуратные полы в коридорах. Новые кабинеты с современной мебелью и оборудованием.

Но главное в школе – это всё-таки не стены, а люди. И обязанность школы учить. Это так же трудно, как и много лет назад.

Уважение к учителям и родной школе – самая замечательная традиция всех, кто здесь учился. Через годы наши выпускники с теплотой вспоминают свои школьные годы и гордятся тем, что они учились в средней школе № 3.

Мы гордимся тем, что на нашей школе установлена мемориальная доска выпускнику нашей школы, погибшему во время боевых действий в Афганистане, Белицкому Леониду Николаевичу.

Если вам интересна наша история, вы можете подробнее с ней познакомиться по ссылке ИСТОРИЯ НАШЕЙ ШКОЛЫЭтот материал был собран под руководством учителя  математики Потеевой Валентины Александровны, учителя истории Кожарской Ольги Дмитриевны, учителя русского языка и литературы Сударевой Светланы Григорьевны. Спасибо им  за работу в архивах, сбор и систематизацию материала!