Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки.
Формирование самооценки – характерная особенность личности ребенка. Уровень
развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для
оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том
числе и каких-либо отклонений и проблем.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную –
соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным
возможностям человека.
При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои
возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально
смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели,
которые можно осуществить на деле.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна,
но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – учебных, бытовых и других
– общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто
являются следствием его неправильной самооценки.
1 Помните, что ребёнок – это самая большая ценность, любите и принимайте его таким,
какой он есть.
2 Уважайте в своём ребёнке личность, воспитывая в нём чувство достоинства, хвалите,
поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу
вокруг него.
3 Отмечайте даже незначительные успехи своего ребенка.
4 Создавайте ситуации успеха.
5 Дайте возможность выговориться ребёнку и тем самым превратить недовольство в душе
в слова.
6 Четко обозначьте словами негативные чувства. После такого пристального наблюдения
они обычно исчезают.
7 Смоделируйте выход из ситуации.
8 Чувства подростков неминуемо приводят их к действиям. К каким? Это во многом
зависит от их родителей. Позади неприемлемых действий стоят негативные чувства,
причем поступок может быть совершен в подростковом возрасте, а чувства,
спровоцировавшие его, могут быть заложено в раннем, чуть ли не младенческом возрасте.
9 Помочь подростку избежать опасного поведения и повысить его самооценку можно
двумя способами: удовлетворять те интересы ребенка, которые приемлемы, и помогать
ему объяснять, называть свои негативные чувства.
10 Кроме того, подростки должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их
деятельность:
- этого требует безопасность и есть угроза здоровью;
- это угрожает их или родительской собственности;
- этого требует закон и порядок социальной приемлемости.
И родители в сотрудничестве со школой должны способствовать тому, чтобы
уподростков сформировалась правильная шкала ценностей,
адекватная самооценка исамоуважение.